Узбекистан

18.10.2020 | 11:28

Русский язык: поворот или разворот 

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о том, что означает начало реализации гуманитарного проекта «Класс!». 

Русский язык: поворот или разворот 

Великая русская культура всегда была и будет неотъемлемой частью духовной жизни узбекского общества.

Шавкат Мирзиеёв. 

На этой неделе произошло событие, которое как будто прошло незамеченным. Речь идёт о договорённости Министерства просвещения РФ и Министерства народного образования Узбекистана осуществить гуманитарный проект «Класс!», направленный на повышение качества преподавания русского языка и общеобразовательных предметов на русском языке в республике.

«Ну и что? - спросят некоторые читатели. – Мало ли какие соглашения подписываются, но не исполняются». И такие сомнения обоснованы, но не в этом случае. 

Дело в том, что финансовую поддержку проекту «Класс!» будет оказывать благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Не вдаваясь в существующие реалии в коридорах власти, отмечу одно – это совершенно другой уровень исполнения и контроля этой программы образования.

Не секрет, что в последнее время всё громче раздаются голоса об ограничении использования русского языка. И не только раздаются. Так, 25 апреля 2020 года Министерство юстиции Узбекистана выступило с инициативой о введении административной ответственности за несоблюдение требований законодательства о ведении работы в государственных органах и организациях на государственном языке. 

Возможно, что триггером явился указ президента от 21 октября 2019 года «О мерах по кардинальному повышению роли и авторитета узбекского языка в качестве государственного языка». Согласно указу в структуре Кабинета Министров образован Департамент по развитию государственного языка.

И вот уже на сессии Международного пресс-клуба в феврале 2020 года, посвящённой проблемам развития узбекского языка, доктор педагогических наук, профессор Казакбай Юлдашев высказывает опасение «ущемлением» государственного языка со стороны русского. «Это трагедия, что почти 53 процента из общего количества школ в таком мегаполисе как Ташкент изо дня в день превращается в русскоязычные», - отметил Юлдашев. - Не мудрено, что ребёнок, который начал познавать окружающую его действительность не посредством учения Навои, а Пушкина или Толстого и смотреть на мир будет их глазами».

Чем гуманизм в произведениях Алишера Навои отличается от идей ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, которыми проникнуто творчество Пушкина или Толстого? Непонятно. Даже выдающийся узбекский поэт Хамид Алимджан писал: «Во всех домах, где почитают Навои, также почитают и Пушкина».

Но понятно одно: люди далеко не глупы и раз, – по данным Казакбая Юлдашева, – больше половины школ в столице преподают на русском языке, то, говоря словами Владимира Маяковского, «значит — это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были?»

И первыми, как всегда, почувствовала угрозу этнической предвзятости интеллигенция. 30 апреля 2019 года группа научной и творческой интеллигенции Узбекистана призвала вернуть русский язык в сферу общения на официальном уровне. Обращение осталось незамеченное властью.

Зато официальная страничка Департамента по развитию государственного языка Кабинета Министров(!) в Фейсбуке содержит многочисленные высказывания, наполненные откровенной враждебностью к русскоговорящему меньшинству страны. В начале октября в Сырдарьинском районе одноименной области - по распоряжению сотрудников местного хокимията - в принудительном порядке - снимаются все вывески на русском языке.

Использование русского языка пугает определенную часть общества, включая чиновников. Высказываются идеи, что происходящие процессы приведут к осуществлению проекта «СССР 2.0» и потере национального суверенитета. Конечно, это страшилки для детей, но некоторые воспринимают их вполне серьёзно.

Подумайте, почему такой наплыв в школы, где преподавание ведётся на русском языке? Родители желают предоставить своему ребёнку больше возможностей в будущем: знание русского языка значительно расширяет границы востребованности человека и повышает его шансы на успех. Политика открытости невозможна без осуществления процессов глобализации. То же происходит и в языковой среде. 

Последние несколько десятков лет в качестве универсального языка общения в мире выступает английский. Так уж сложилось, что на постсоветском пространстве таким языком является русский язык - единственный скрепляющий межъязыковый институт для всех без исключения народов бывшего СССР и даже Восточной Европы.

Ошибаются те, кто считает, что Россия стремится развивать русскоязычие и влиять на внутреннюю ситуацию других стран через «пятую колонну». Изучение и использование русского языка определяется, в первую очередь, объективными историческими, социально-экономическими и демографическими процессами, а не усилиями и желаниями России.

Согласно данным Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) в июле прошлого года в Российской Федерации работало 2,1 млн граждан Узбекистана. На начало 2020 года в российских вузах обучалось почти 33 тысячи узбекистанцев (большинство из которых на бюджетной основе). Целый ряд филиалов российских высших учебных заведений и отдельных вузов работает в Узбекистане.

И в такой ситуации, подписание меморандума между Министерством просвещения РФ и Министерством народного образования Узбекистана о реализации гуманитарного проекта «Класс!» (сроком до 2030 года) можно только приветствовать. В Ташкент уже прибыли методисты из России, которые при поддержке Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена проведут в республике ряд исследований, чтобы оценить уровень преподавания русского языка в узбекских школах и дать свои рекомендации.

Алишер Усманов - основатель фонда «Искусство, наука и спорт» - обратился к участникам церемонии подписания меморандума с речью, в которой выразил надежду, что эта инициатива будет востребована среди всего населения Узбекистана. 

«Россия и Узбекистан неразрывно связаны друг с другом общей историей и культурным наследием. Я сам закончил русскоязычную школу, поэтому мне особенно приятно поддерживать такую долгосрочную и стратегическую инициативу Правительства Узбекистана, Министерства просвещения Российской Федерации по обучению русскому языку на моей исторической родине. Уверен, что это не просто поддержка образования, но и поддержка наших общих традиций, наших талантов», — отметил Усманов.

«Упор будет сделан на узбекоязычные школы. В русскоязычных образовательных учреждениях республики нет проблем с преподаванием русского языка. Наша цель — чтобы выпускник каждой школы владел как государственным, так и русским языком», — заявил министр народного образования республики Шерзод Шерматов.

Но не нужно останавливаться. Необходимо проводить политику перехода на трехъязычие. В школах часть дисциплин должна преподаваться на государственном языке, часть — на русском и часть — на английском. В вузах – большая часть занятий должна быть на английском языке. 

Похоже на политику образования, проводимую в Казахстане? Несомненно. Но это нормальная мировая практика заимствования прогрессивного. Может стоит прекращать моделировать свой особый путь развития, ведущий на обочину цивилизации?

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.

Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

Последние новости

Больше новостей